ПУБЛИКАЦИИ

"Белое золото". Тайна китайского фарфора.

Что придаёт праздничному столу элегантность? Уже почти тысячу лет ответ на этот вопрос неизменен – посуда из китайского фарфора. Это – классика. Стиль, проверенный веками. История китайского фарфора похожа на сюжет приключенческой книги. Возникшее впервые в Китае, фарфоровое производство было там строго засекречено.

За разглашение этой тайны казнили. Однако фарфор привлекал европейцев и вызывал у них непреодолимое желание разгадать "китайский секрет" и наладить фарфоровое дело в Европе. Несмотря на различные ухищрения и "шпионские страсти" европейцам так и не удалось до конца разгадать тайну китайского фарфора...

Для англоязычного населения фарфор и Китай обозначаются одним и тем же словом - "china". Даже по этому простому примеру становится ясно, что история фарфора и история Китая неразрывны.

В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но он был очень дорог. Долгие годы китайские мастера искали замену нефриту. Результат этих поисков превзошёл все ожидания. Полученный материал оказался доступнее и легче в обработке.

Он превзошёл нефрит практически по всем параметрам! Это был фарфор. Нефрит так и остался в Китае священным материалом, а фарфор стали называть "подражанием нефриту". Но, несмотря на это "второстепенное" название, фарфор практически сразу покорил китайских правителей.

Секрет китайского фарфора - это секрет сырья, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась сокровищницей "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка "фарфорового камня" (пе-тун-тсе) и каолина (он придаёт белизну изделию). Получившуюся массу хранили не один десяток лет, чтобы она приобрела пластичность. А для особого матового блеска глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности.

Говоря современным языком, китайский императорский двор делал колоссальные закупки: каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек, а также скамьи, беседки. А в 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую пагоду. Из фарфора делали и музыкальные инструменты: они представляли собой сосуды, по которым постукивали тонкой палочкой. Возможно, именно отсюда и пошел обычай проверять фарфоровую посуду лёгким постукиванием.

Центром фарфорового производства, начиная с XV века, становится город Цзиндэчжэнь. В качестве красок, которые могли переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит.

Отделка эмалевыми красками стала применяться только в XVII веке - около 1700 года - и преобладала в первую очередь в зеленой цветовой гамме. Эти изделия называются "зеленое семейство". А к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство". Отдельные этапы в истории китайского фарфора, также как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии.

При Династии Сун (960-1279), китайский фарфор достиг высочайшего мастерства и совершенства. Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. Были специальные рабочие, которые промывали глину, другие рабочие поддерживали температуру в печи.

Одна только печь этого периода, найденная археологами, могла вместить за один обжиг 25 000 изделий из фарфора. Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Некоторые из них использовали для сжигания дерево, другие — древесный уголь. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.

Формы изделий времени Сун отличаются простотой, спокойствием. В производстве фарфора этого периода в художественном оформлении использовались возможности материала. Сознательное перенесение на керамику форм, возникших в технике производства бронзы, происходит при полном подчинении материалу, из которого изготавливался китайский фарфор. Важным было также свободное применение усовершенствованных шпатовых глазурей, дающих приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков красного, пурпурного, голубого, зеленоватого. Декоративные приемы времени Сун наложили свой отпечаток и на более поздний период, период Династии Мин (1369-1644). И всё-таки фарфор этой эпохи был по-своему уникален. Основное достижение в производстве фарфора при династии Мин – это особое нанесение рисунка – жидкая фарфоровая масса накладывается под глазурь. Изделия эпохи Династии Мин также характерны тонкими стенками и лёгкими пропорциями. Через тончайшие, почти прозрачные стенки, просвечивает солнце, лёгкий рельефный рисунок только прибавляет изящества.

Фарфор этого периода — уникальное произведение искусства. К сожалению, из белых тонкостенных изделий до нас дошли лишь немногие. Например, в коллекции Британского музея хранится всего одна чашечка из такого китайского фарфора.

За 500 с лишним лет при Династиях Мин и Цин (1369-1911) было создано множество выдающихся изделий. Китайский фарфор славится своей тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу.

Китайская керамика начала экспортироваться в Японию, Корею, Индию и Африку при Династии Хань (206 г.до н.э. - 220 г.н.э.). В Европу изделия из китайского фарфора попали благодаря португальским мореплавателям, и происходит это в XVI веке.

Около 1500 года производство фарфора осваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. Этот фарфор называли "имари" - по главной гавани, где грузились товары.

Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

В Европе начала XIII века, китайский фарфор вставлялся ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.

Долгое время европейцы пытались воссоздать китайский фарфор. Они думали, что, если они найдут залежи такой белой глины, то смогут производить фарфор. Первый образец каолина был привезён в Европу в 1520 году. Но только каолина не достаточно для создания фарфора, наверное, для этого нужна китайская душа. Европейцами проводились многочисленные эксперименты с различными глинами, и обжиг имел самый непредсказуемый результат. Многие мастера стремились разгадать тайну фарфора. Секрет каолина открыл немецкий химик Бетгер в 1709 году. Был создан белый европейский фарфор. А тайна китайского фарфора так и осталась нераскрытой.
© 2007 «КупиФарфор.ру» -